Сложный путь закона о Конституционном Собрании.

Как мы и обещали, рабочая группа Проекта “Народный Закон» внимательно отслеживает продвижение законопроектов, связанных с Конституционным Собранием Российской Федерации.

Так, 16 ноября 2017 г. депутат Владимир Бортко (КПРФ) внес в Госдуму проект Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании». Закон должен устанавливать процедуру пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, который согласно Конституции РФ, должен осуществляться Конституционным Собранием.

Наличие такого федерального конституционного закона предусмотрено Конституцией, но до сего дня он так и не был принят, несмотря на предпринимавшиеся попытки. В. Бортко в пояснительной записке пишет, что в основе проекта лежат исправленные и переработанные проекты, внесенные депутатами Госдумы 2-го и 3-го.

Уже 5 декабря законопроект был возвращен депутату Владимиру Бортко для выполнения требований Конституции РФ и Регламента Госдумы о получении на представленный законопроект заключения Правительства РФ, так как реализация законопроекта приведет к расходам, покрываемым за счет федерального бюджета.

5 февраля законопроект был снова внесен в Госдуму с отрицательным заключением Правительства РФ. И заключение это вызывает недоумение.

Во-первых, Правительство высказывает претензии к предлагаемому способу формирования Конституционного собрания, который никоим образом не касается расходов федерального бюджета.

Во-вторых, в заключении говорится и о расходах федерального бюджета. Правительство констатирует отсутствие расчета объемов расходов федерального бюджета, необходимых для реализации положений законопроекта об обеспечении деятельности Конституционного Собрания, а также проведение всенародного обсуждения и голосования по проекту новой Конституции. Правительство также усматривает нарушение требований Бюджетного кодекса о включении в закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, норм, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательство.

Однако, при принятии федеральных конституционных законов «О военном положении», «О чрезвычайном положении», «О референдуме Российской Федерации», то есть таких законов, положения которые еще ни разу в жизнь не претворялись и будут ли претворены - не известно, никакого расчета от субъекта законодательной инициативы Правительство не требовало

В. Бортко в финансово-экономическом обосновании указывает: «Принятие законопроекта непосредственно не повлечет за собой расходов из федерального бюджета. Но в случае вынесения решения о созыве Конституционного Собрания, расходы из федерального бюджета будут обусловлены привлечением Администрацией Президента РФ к материально-техническому, организационному, информационному и иному обеспечению деятельности Конституционного Собрания. В этой связи материально-финансовые вопросы, связанные с деятельностью Конституционного Собрания можно решить только после определения его состава и функций, а также принятия решения о созыве этого орган». Вполне логичное заявление.

Закон о Конституционном Собраний остается последним из федеральных конституционных законов, предусмотренных Конституцией РФ, так до сих пор и не принятым. И его отсутствие позволяет спекулировать различным политическим силам темой реализации данной конституционной нормы путем призывов народных волнений, созывов неконституционных судебных, исполнительных и законодательных органов, что грозит беспорядками и нестабльностью.

 

Нам небезразлична судьба этого важного законопроекта и мы будем продолжать отслеживать его прохождение в Государственной Думе.

Обсуждение